Добавить в Избранное
 
 ГЛАВНАЯ 
 О ПРОЕКТЕ 
 АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 
 ИНТЕРВЬЮ 
 ФОТОАЛЬБОМЫ 
 СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ 
 НОВОСТИ 
 АВТОРСКИЕ СТАТЬИ 
 ПОИСК 
 ФОРУМ 
   
 

ЧЕЛОВЕК МЕСЯЦА

 
 

В НАШЕМ АРХИВЕ

 
 
 
 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

 
Искусство Военные Наука Спорт Государство Бизнес
 

Главная | АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ | И |

Ильинский Игорь Владимирович

Народный артист СССР (1949)


24.07.1901, Москва - 13.01.1987, Москва 

Герой Соц. Труда (1974)
Лауреат Ленинской премии (1980, за работы в театре и кино)
Лауреат Государственных премий СССР (1941 - за участие в фильме "Волга-Волга", 1942 и 1951 - за театральные работы)
Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1961), ордена Ленина (1967, 1971), ордена Дружбы народов (1981)

Начиналось всё с театра. Ещё гимназистом Ильинский бегал на спектакли Художественного и Малого театров. Когда исполнилось шестнадцать лет, он поступил учиться в студию Комиссаржевской. Шел семнадцатый год, решалась судьба страны, решалась и судьба молодого Ильинского. Уже через пол года он дебютировал на профессиональной сцене в театре имени Комиссаржевской, которым руководил отец прославленной актрисы Ф. Комиссаржевский.

Первая театральная роль И.В.Ильинского - Старик в спектакле "Лисистрата" Аристофана. Уже в те годы Ильинский заявил о себе, как о комическом актере. Он играл Селима в спектакле "Похищение из гарема", Антонио в "Женитьбе Фигаро" и др.

Страсть к эксцентрике нередко заслоняла его драматическое дарование. Возможно, поэтому в начале своего творчества Ильинский сменил несколько театральных коллективов. Он выступал в оперетте, в кабаре "Летучая мышь" (что, несомненно, окажет влияние на развитие комического дарования актёра), в легендарной первой студии Художественного театра…

В 1920 году Игорь Ильинский пришел в театр Всеволода Мейерхольда. В руках прославленного мастера талант Ильинского наконец получил необходимое техническое оформление. Ярко условный стиль его игры чрезвычайно точно согласовался с принципами творчества самого Мейерхольда. Поэтому Ильинский вскоре стал основным актером этого театра.

В театре Мейерхольда он проработал более десяти лет. Участвовал в спектакле "Зори" Верхарна (фермер Гислен), "Великодушный рогоносец" Кроммелинка (Брюно), "Свадьба Кречинского" (Расплюев) и др. Одновременно с работой в Театре Мейерхольда Ильинский выступал в спектаклях Московского драматического театра (играл Тихона в пьесе "Гроза" А.Островского), 1-й Студии МХАТа (Грумио в "Укрощении строптивой" В.Шекспира).

Критики отмечают, что уже в те годы был четко виден неповторимый почерк Ильинского. Даже яркая эксцентрика в исполнении актера казалась настолько естественной, что он легко входил в ансамбль с партнером любой школы и диапазона. Надо отметить, что некоторое время Ильинский был единственным молодым актёром, которого Мейерхольд называл по имени отчеству - Игорь Владимирович…

Во второй половине двадцатых годов Ильинский начинает сниматься в кино, где ему также достаются яркие комедийные образы. В 1924 году Яков Протазанов снимает его в своей картине "Аэлита". А в следующем году к молодому актеру приходит первый большой успех. Он снимается в эксцентрической комедии всё того же Протазанова - "Закройщик из Торжка". Причем роль Пети Петелькина писалась специально под Ильинского.

В следующем, 26-м году, выходит аж три картины с участием Ильинского! Зритель влюбляется в Ильинского. Картины идут с большим успехом. В 20-е начале 30-х годов все фильмы с Ильинским становятся событием и делают большие сборы. При этом изменяется и герой актера. Теперь это уже не просто комический образ, а социальный тип.

Но кино давало простор не только для кульбитов и многочисленных гэгов. Главным оружием Ильинского был крупный план. Незабываемые выражения лиц героев, гримасы, сменяемые с завидной быстротой. Или просто одна поднятая бровь - и уже смешно…

Но образы, сыгранные актёром в то время очень похожи между собой. В основном это смешные обыватели и прохиндеи. А актёр хочет большего. Это чувство неудовлетворённости сделанным свойственно большим художникам. И оно никогда не оставляло Ильинского. Наступает творческий кризис.

Любопытно, что именно в эти годы Ильинский решительно уходит от комических образов и на театральной сцене. Последней комедийной ролью, которую он сыграл на сцене театра Мейерхольда, была роль Кречинского в пьесе Сухово-Кобылина "Свадьба Кречинского". После этого Ильинский уходит из театра Мейерхольда. Пять лет не снимается в кино.

Выйти из творческого кризиса ему удаётся лишь к концу 30-х годов. В 1938 году поступает в любимый ещё с гимназических лет Малый театр. Один из старейших актёров едко замечает: "Теперь нам остаётся пригласить ещё и Карандаша!". Но Ильинский задержится в Малом театре почти на пятьдесят лет. То есть до самой смерти. Сыграет Хлестакова, Счастливцева и Шмагу в пьесах Островского, Загорецкого в "Горе от ума"… Будет сам ставить спектакли.

Сам Ильинский позже писал, что именно русская классика помогла ему преодолеть определенный творческий кризис, когда актеру казалось, он повторяется и не может создать совершенно новый, отличный от предыдущего образ.

Чрезвычайно плодотворный период в жизни артиста связан с его работой в кино вместе с известным режиссером Г. Александровым. В 1938 году Ильинский великолепно сыграл роль Бывалова в комедии "Волга-Волга". Он сознательно лишил своего героя каких-либо комических черт, создав нарицательный образ бюрократа. Основное качество Бывалова - неумение делать что бы то ни было. Получив небольшой руководящий пост, на котором, казалось бы, вообще нечего делать, он умудряется и здесь проявить свою полную бестолковость, раздавая исключительно дурацкие указания. Но убедительнее всего Ильинский передает ограниченность героя, его упоение собой.

Для образа Бывалова Ильинский придумал не только особую манеру речи, но и выразительные внешние штрихи - маленькие прищуренные глазки, семенящую походку и беспомощное помахивание короткими ручками. Как позже писал сам актер, отправной точкой для него послужила грациозная и зажигательная героиня Любови Орловой, которая стала его партнершей. Он решил создать резко контрастный образ, что ему блестяще удалось.

Все свои трюки Ильинский выполнял сам. И этот знаменитый прыжок с верхней палубы тоже.

За эту роль Ильинский получает Государственную премию и новую волну народной любви. Она же, возможно, спасает актёра и от лагерей. Сталин смотрел фильм шестнадцать раз.

Успех этого фильма определил развитие советской кинокомедии на несколько последующих десятилетий. Но после него Ильинский практически перестал сниматься, на целых восемнадцать лет прекратил серьезную работу в кино.

Причина заключалась не только в том, что актер был чрезвычайно требователен к самому себе, но и в изменившихся условиях времени от комедии требовали не обличения, а бесконфликтности, которая была глубоко чужда самой природе жанра и сути таланта Ильинского. Единственная его работа того времени - небольшая роль в комедии "Преступление и наказание" по сценарию М. Зощенко - не увидела экрана. В связи с известным постановлением 1946 года фильм был запрещен к показу.

В это трудное время Ильинский напряженно работает в театре, записывается на радио, где добивается постановки "Вани" по пьесе В. Маяковского, в которой вновь играет бюрократа. Кроме того, Ильинский много выступает на эстраде, проявив себя незаурядным чтецом.

Правда, в пятидесятые годы Ильинского снова начинают много снимать, на этот раз в фильмах-спектаклях, поскольку Министерство культы приняло решение запечатлеть на кинопленке основные постановки Малого и Художественного театров. Примечательно, что Ильинский для каждой из них (а речь идет о таких пьесах, как "Горе от ума" А. Грибоедова, "Ревизор" Н. Гоголя, "Волки и овцы" А. Островского) не допускал точного повторения того, что им уже было сделана сцене. Каждую роль, даже такую небольшую, как роль Загорецкого, Ильинский вновь шлифовал и отрабатывал, обогащая новыми штрихами.

В середине пятидесятых годов Ильинский наконец получил возможность сняться в картине. Это была легкая комедия "Безумный день". Однако созданный Ильинским образ отдыхающего Зайцева оказался всего лишь повторением того, что им было сделано двадцать лет назад.

По настоящему звездную роль в кино после "Волги-Волги" Ильинскому удалось сыграть только спустя 18 лет. Он снялся в знаменитой комедии Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь", в роли бюрократа Огурцова.

Ильинский читал сценарий, а я мечтал, чтобы он отказался. Но на первой же встрече кумир и классик меня сразил - был необыкновенно деликатен и ничем не выказывал своего старшинства. Немного поговорили о Бывалове, и я понял, что мы единомышленники. Партнером Ильинский оказался прекрасным - совсем лишен гонора и самоуверенности, и у нас не было ни одного конфликта. Как безупречный профессионал, он привык серьезно относиться к профессии режиссера, и это именно он задал на съемочной площадке тон уважительного отношения ко мне. Ничем не давал почувствовать разницы в опыте, положении, возрасте, и я открыл в нем еще один талант, которым обделены столь многие, - талант чуткости и такта. Тогда я понял: чем крупнее личность, тем меньше в ней фанаберии".

Без этой картины долгое время не обходился ни один Новый год в нашей стране. Появилась целая народная традиция: 31 декабря с друзьями или с семьёй обязательно смотреть по телевизору "Карнавальную ночь". Это была третья волна (после "немого" периода и "Волги-Волги") народной любви к Ильинскому.

Но сам мастер не любил большинство из комедий со своим участием. Когда их крутили по телевидению, часто просил выключить "этот балаган". Он продолжал искать, хотеть чего-то большего, чего-то иного, серьёзного. И судьба вознаградила его.

В 62 году он вновь снимается в картине Эльдара Рязанова. В бессмертной "Гусарской балладе" он сыграл совершенно противоположную по стилистике роль, создав запоминающийся образ Кутузова. Любопытно, что в работе над ним актер исходил из трактовки личности полководца, данной Л. Толстым в романе "Война и мир" И тем не менее этот образ великолепно вписался в героико-комическую стилистику фильма.

Тем бы все и кончилось. Но за неделю до Бородина картину захотели посмотреть в газете "Известия", где редактором был Аджубей, зять Хрущева. Я напялил галстук и помчался на Пушкинскую. Там никто еще не знал о решении Фурцевой и о том, что Ильинский оскорбил Кутузова. Аджубей привел восьмилетнего сына, но, как только на титрах запели "Давным-давно", тот закричал, что не хочет это смотреть. Главный редактор взял его за руку и покинул зал, и я понял, что это конец. Происходящее на экране теперь казалось мне омерзительным. Все смеялись и после просмотра поаплодировали, но сплавивший сынишку и вернувшийся Аджубей ничего не сказал.

А вскоре в "Неделе", приложении к "Известиям", появилась рецензия Натэллы Лордкипанидзе - она фильм хвалила и особенно отмечала замечательную игру Игоря Ильинского. И сразу все пошло как в сказке. Не думаю, что это случилось бы, появись рецензия в другой газете, но на выступление известинской "Недели" реакция была молниеносной: уже через день на фронтоне кинотеатра "Россия" красовалась афиша моей картины, и на ней победно улыбался фельдмаршал Кутузов - народный артист Игорь Ильинский".

На сцене же Малого театра Ильинский перешел к образам глубоко трагических героев. Он сыграл Фому Опискина в пьесе Ф. Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели", а также Акима в пьесе Л. Толстого " Власть тьмы".

В конце шестидесятых годов Ильинский занялся и театральной режиссурой. Первой его постановкой стала сценическая версия романа Г. Флобера "Госпожа Бовари".

Заключительный период творчества Ильинского отмечен прежде всего образами Л. Толстого в пьесе "Возвращение на круги своя" И. Друцэ и Фирса в пьесе А. Чехова "Вишневый сад". Любители театра до сих пор помнят также игру Ильинского на сцене Малого театра в комедии Н. Гоголя "Ревизор", где артисту в разные годы довелось играть и Хлестакова, и Городничего.

А под самый конец жизни в Малом театре создаёт образ Льва Толстого в спектакле по пьесе Иона Друцэ "Возвращение на круги своя". Это действительно было возвращение на круги своя. Всё началось с театра. Им и закончилось. Последняя роль в кино сыграна Ильинским в 71 году. Их орбиты больше никогда не пересекались. А ведь впереди было ещё долгих 16 лет жизни!

В глубокой старости Игорь Ильинский много играл на радио - его приводили в студию под руки, он был почти слеп, и ассистент режиссера переписывал для него роль огромными шестисантиметровыми буквами. Но, взяв в руки текст, артист преображался: немощь исчезала, наступало чудо театра - Игоря Ильинского заменял его персонаж...

Фильмография:

1924 Аэлита
1924 Папиросница от Моссельпрома
1925 Закройщик из Торжка
1926 Мисс Менд ("Приключения трех репортеров")
1926 Процесс о трех миллионах
1927 Поцелуй Мэри Пикфорд ("Король экрана")
1927 Чашка чая ("Закрытые двери", "Арестуйте меня")
1928 Кукла с миллионами
1930 Праздник Святого Йоргена
1931 Механический предатель
1931 Шахта 12-28 ("Донбасс")
1936 Однажды летом - актер, режиссер
1938 Волга-Волга
1939 Хирургия
1940 Преступление и наказание
1942 Концерт фронту
1952 Волки и овцы
1952 Горе от ума
1953 Званый ужин ("Разбитые мечты")
1956 Безумный день
1956 Карнавальная ночь
1962 Гусарская баллада
1963 Мелодии Дунаевского
1965 Встречи с Игорем Ильинским - автор сценария
1969 Старый знакомый - актер, режиссер
1971 Эти разные, разные, разные лица - режиссер, актер
1975 Свадьба Кречинского

Раздел Актёры





 

НОВОСТИ

19:30
Харрисон Форд
Генетические корни одного из звездных актеров Голливуда Харрисона Форда, как ни странно, ведут в Россию. В начале прошлого века из Минска в Америку перебрались дедушка и бабушка по линии матери Харрисона

14:51
Холодная Вера Васильевна
Вера Васильевна Левченко родилась 5 августа 1893 года в Полтаве в семье учителей. Когда Вере было всего два года, ее семья переехала в Москву. В одиннадцать лет она начала заниматься в балетном училище

14:30
Химичев Борис Петрович
Родился 12.01.1938, село Баламутовка, Хмельницкая область, Украина Детство Борис Химичев родился на Украине - в селе Баламутовка, Хмельницкой области. Сейчас глядя на стройного, подтянутого

14:13
Хаматова Чулпан Наильевна
Родилась 01.10.1975, Казань «Утренняя звезда» Чулпан Хаматова - актриса с «говорящим» именем («Чулпан» по-татарски значит «утренняя звезда»). Увидев ее

00:27
Харламов Игорь Юрьевич
Гарик «Бульдог» Харламов родился 29 фeвpaля 1980 года в Mocквe. На самом деле, три первых месяца жизни Гарик Харламов носил имя Андрей. Потом умер дедушка, и мальчика переназвали в его честь

00:17
Харитонов Леонид Владимирович
Родился 19 мая 1930 г. в Ленинграде. Ещё в школе Леню Харитонова не называли иначе как "артист" - он был непременным участником всех самодеятельных спектаклей. А самым близким друзьям была

21:54
Харатьян Дмитрий Вадимович
Родился 21 января 1960 года в Ташкентской области, в городе Алмалык (тогда - Узбекская ССР). Через три года после рождения сына семья Харатьянов переехала в Подмосковье. В старших классах школы Дмитрий

Искусство Военные Наука Спорт Государство Бизнес
Rambler's Top100